Меню

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
27 декабря 2025
Главная // ОБ ОРГАНИЗАЦИИ / НОВОСТИ / /
22 декабря 2025, 14:24

Итоги деятельности ФКУ "Речводпуть" в 2025 году

Итоги деятельности ФКУ «Речводпуть» за 2025 год сформированы по основным направлениям:

  1. Координация реализации мероприятий по развитию перегрузочных комплексов (мультимодальных логистических центров) на внутренних водных путях.

В рамках усилий по повышению эффективности транспортной системы России и расширению вклада внутреннего водного транспорта (ВВТ) в общие объемы перевозок Росморречфлот инициировал создание в речных портах мультимодальных логистических центров (МЛЦ) — перегрузочных комплексов, обеспечивающих взаимодействие различных видов транспорта.

Координацию реализации этой инициативы и разработку дорожных карт

по развитию МЛЦ поручено ФКУ «Речводпуть».

Основная цель этих мер — привлечь внимание региональных властей и бизнеса к возможности перенаправления грузопотоков на внутренние водные пути и повысить их значимость для региональной экономики.

Для этого в 2025 году были сформированы 15 межведомственных рабочих групп с участием представителей региональных органов исполнительной власти, грузоотправителей и грузополучателей, судоходных компаний, владельцев портовой инфраструктуры, бассейновых администраций ВВП, а также отраслевых образовательных учреждений.

Утверждены 8 (восемь) дорожных карт по созданию перегрузочных комплексов, по которым ФКУ «Речводпуть» обеспечивает межведомственную координацию, контролирует соблюдение сроков и качество выполнения мероприятий, а также взаимодействует с органами власти субъектов Федерации, инвесторами
и отраслевыми организациями в следующих регионах:

- Республика Саха (Якутия) — ООО «Грузовой терминал Нижний Бестях»; 

- Омская область — АО «Омский речной порт» и ООО ПКФ «Омский причал»; 

- Пермский край и Удмуртская Республика — ООО «Порт Пермь» и АО «Порт Камбарка»; 

- Самарская область — ПАО «Порт Тольятти»; 

- Иркутская область — АО «Осетровский речной порт»; 

- Еврейская автономная область — портовый кластер Нижнеленинское; 

- Амурская область — АО «Речной порт Джалинда»; 

- Хабаровский край — АО «Хабаровский речной торговый порт».

В настоящее время ведется работа над дорожными картами для организации перегрузочного комплекса в Татищевском уширении Канала имени Москвы (Московская область), а также для развития портовой инфраструктуры в Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае.

  1. Участие ФКУ «Речводпуть» в профильных рабочих группах Министерства транспорта РФ.

В целях стимулирования переключения грузопотоков с железнодорожного транспорта на ВВТ ФКУ «Речводпуть» активно участвует в профильных рабочих группах Министерства транспорта РФ: 

- под председательством заместителя министра А.Н. Шило — по вопросам переориентации грузовых потоков на внутренние водные пути; 

- под председательством заместителя министра А.И. Пошивая — по системным аспектам развития грузоперевозок на ВВТ.

  1. Формирование концепции подсистемы Национальной Цифровой Транспортно–Логистической Платформы (НЦТЛП)  – «Цифровая река».

По итогам 2025 года проведен всесторонний опрос ключевых участников отрасли — судовладельцев, грузоотправителей, логистических компаний, владельцев портов, отраслевых вузов, подведомственных Росморречфлоту организаций
и представителей госорганов.

Результаты показали крайне низкий уровень цифровизации ВВТ и подчеркнули необходимость создания единой цифровой платформы для грузоперевозок.

Такая платформа должна обеспечивать: 

— взаимодействие всех участников транспортного процесса;       

— прозрачность и удобство в поиске перевозчиков и бронировании причалов; 

— формирование мультимодальных логистических цепочек (водный
+ железнодорожный + автомобильный транспорт); 

— отслеживание грузов в реальном времени; 

— бесшовную интеграцию с другими видами транспорта.

         На основании этих выводов ФКУ «Речводпуть» направило в Росморречфлот
и Министерство транспорта Российской Федерации предложение о рассмотрении разработанной им концепции «Цифровая река» и ее интеграции в состав Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП).

Также учреждение предложило закрепить за ним статус ведущей организации
по формированию архитектурных решений для внутреннего водного транспорта
в рамках НЦТЛП в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2024 г. № 908.

  1. Выполнение функций государственного заказчика по строительству технического флота.

В 2025 году Государственной комиссией принято в эксплуатацию семь обстановочных судов проекта 3050.1А (строительные номера 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12).
Из них три уже переданы эксплуатирующим организациям: 

— т/х «Буревестник» (№ 6) и т/х «Фрегат» (№ 9) — предназначены
для ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП» и находятся в пути
к месту назначения; 

— т/х «Альбатрос» (№ 11) доставлен в Вологду и передан ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна».

К концу 2025 года общий уровень готовности всех 13 судов проекта 3050.1А составил 97 %. Оставшиеся два судна — стр. № 2 «Путейский–19» для ФГБУ «Канал имени Москвы» и стр. № 5 «Леонид Комаров» для ФБУ «Администрация Камводпуть» — планируется сдать в 2026 году. Таким образом, в рамках программы за весь период построено 113 единиц обслуживающего флота.

  1. Иные вопросы, входящие в компетенцию экспертной группы ФКУ «Речводпуть» (Центр компетенций Росморречфлота), включая подготовку справочно-аналитических материалов, докладов и презентационных портфолио.

Назад