Итоги деятельности ФКУ "Речводпуть" в 2025 году
Итоги деятельности ФКУ «Речводпуть» за 2025 год сформированы по основным направлениям:
- Координация реализации мероприятий по развитию перегрузочных комплексов (мультимодальных логистических центров) на внутренних водных путях.
В рамках усилий по повышению эффективности транспортной системы России и расширению вклада внутреннего водного транспорта (ВВТ) в общие объемы перевозок Росморречфлот инициировал создание в речных портах мультимодальных логистических центров (МЛЦ) — перегрузочных комплексов, обеспечивающих взаимодействие различных видов транспорта.
Координацию реализации этой инициативы и разработку дорожных карт
по развитию МЛЦ поручено ФКУ «Речводпуть».
Основная цель этих мер — привлечь внимание региональных властей и бизнеса к возможности перенаправления грузопотоков на внутренние водные пути и повысить их значимость для региональной экономики.
Для этого в 2025 году были сформированы 15 межведомственных рабочих групп с участием представителей региональных органов исполнительной власти, грузоотправителей и грузополучателей, судоходных компаний, владельцев портовой инфраструктуры, бассейновых администраций ВВП, а также отраслевых образовательных учреждений.
Утверждены 8 (восемь) дорожных карт по созданию перегрузочных комплексов, по которым ФКУ «Речводпуть» обеспечивает межведомственную координацию, контролирует соблюдение сроков и качество выполнения мероприятий, а также взаимодействует с органами власти субъектов Федерации, инвесторами
и отраслевыми организациями в следующих регионах:
- Республика Саха (Якутия) — ООО «Грузовой терминал Нижний Бестях»;
- Омская область — АО «Омский речной порт» и ООО ПКФ «Омский причал»;
- Пермский край и Удмуртская Республика — ООО «Порт Пермь» и АО «Порт Камбарка»;
- Самарская область — ПАО «Порт Тольятти»;
- Иркутская область — АО «Осетровский речной порт»;
- Еврейская автономная область — портовый кластер Нижнеленинское;
- Амурская область — АО «Речной порт Джалинда»;
- Хабаровский край — АО «Хабаровский речной торговый порт».
В настоящее время ведется работа над дорожными картами для организации перегрузочного комплекса в Татищевском уширении Канала имени Москвы (Московская область), а также для развития портовой инфраструктуры в Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае.
- Участие ФКУ «Речводпуть» в профильных рабочих группах Министерства транспорта РФ.
В целях стимулирования переключения грузопотоков с железнодорожного транспорта на ВВТ ФКУ «Речводпуть» активно участвует в профильных рабочих группах Министерства транспорта РФ:
- под председательством заместителя министра А.Н. Шило — по вопросам переориентации грузовых потоков на внутренние водные пути;
- под председательством заместителя министра А.И. Пошивая — по системным аспектам развития грузоперевозок на ВВТ.
- Формирование концепции подсистемы Национальной Цифровой Транспортно–Логистической Платформы (НЦТЛП) – «Цифровая река».
По итогам 2025 года проведен всесторонний опрос ключевых участников отрасли — судовладельцев, грузоотправителей, логистических компаний, владельцев портов, отраслевых вузов, подведомственных Росморречфлоту организаций
и представителей госорганов.
Результаты показали крайне низкий уровень цифровизации ВВТ и подчеркнули необходимость создания единой цифровой платформы для грузоперевозок.
Такая платформа должна обеспечивать:
— взаимодействие всех участников транспортного процесса;
— прозрачность и удобство в поиске перевозчиков и бронировании причалов;
— формирование мультимодальных логистических цепочек (водный
+ железнодорожный + автомобильный транспорт);
— отслеживание грузов в реальном времени;
— бесшовную интеграцию с другими видами транспорта.
На основании этих выводов ФКУ «Речводпуть» направило в Росморречфлот
и Министерство транспорта Российской Федерации предложение о рассмотрении разработанной им концепции «Цифровая река» и ее интеграции в состав Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП).
Также учреждение предложило закрепить за ним статус ведущей организации
по формированию архитектурных решений для внутреннего водного транспорта
в рамках НЦТЛП в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2024 г. № 908.
- Выполнение функций государственного заказчика по строительству технического флота.
В 2025 году Государственной комиссией принято в эксплуатацию семь обстановочных судов проекта 3050.1А (строительные номера 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12).
Из них три уже переданы эксплуатирующим организациям:
— т/х «Буревестник» (№ 6) и т/х «Фрегат» (№ 9) — предназначены
для ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП» и находятся в пути
к месту назначения;
— т/х «Альбатрос» (№ 11) доставлен в Вологду и передан ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна».
К концу 2025 года общий уровень готовности всех 13 судов проекта 3050.1А составил 97 %. Оставшиеся два судна — стр. № 2 «Путейский–19» для ФГБУ «Канал имени Москвы» и стр. № 5 «Леонид Комаров» для ФБУ «Администрация Камводпуть» — планируется сдать в 2026 году. Таким образом, в рамках программы за весь период построено 113 единиц обслуживающего флота.
- Иные вопросы, входящие в компетенцию экспертной группы ФКУ «Речводпуть» (Центр компетенций Росморречфлота), включая подготовку справочно-аналитических материалов, докладов и презентационных портфолио.
Назад
21 ноября 2025
- Государственная комиссия приняла ещё два обстановочных судна проекта 3050.1А
28 сентября 2025
- обстановочное судно проекта 3050.1А принято государственной комиссией
20 августа 2025
- Обстановочные суда проекта 3050.1А приняты заказчиком
30 апреля 2025
- Государственная комиссия приняла два обстановочных судна проекта 3050.1А
28 февраля 2025
- 25 апреля 2025 проводится Диктант Победы
2 декабря 2024
- Два обстановочных судна проекта 3050.1А приняты Государственной комиссией
12 ноября 2024
- В акватории реки Нева проведены ходовые испытания двух обстановочных судов проекта 3050.1А
8 ноября 2024
- Завершающий серию несамоходный землесос проекта 4395 «Амурский-203» принят Государственной комиссией в г. Хабаровск
29 октября 2024
- Второе обстановочное судно проекта 3050.1А принято Государственной приемочной комиссией
14 октября 2024
- Землесос "Александр Логачев" проекта 4395 принят Государственной комиссией